Nokian: Шины в России подорожали на четверть за год
Рост розничных цен на автомобильные шины в России по итогам 2021 года составил в среднем 25%.
В 2021 году на российском шинном рынке наблюдались рост спроса, увеличение цен и дефицит популярных моделей и типоразмеров, сообщают производители
Рост розничных цен на автомобильные шины в России по итогам 2021 года составил в среднем 25%. Такую оценку дал глава отделения Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов на презентации годового отчета компании. Такая динамика, по словам Пантюхова, связана с серьезным подорожанием сырья и растущими затратами на логистику. Его слова приводит РБК.
На стоимость производства в прошедшем году существенно повлияла логистика, отметил глава Nokian в России. Это касается как шинных концернов, которые имеют локальные производства в России и поставляют сырье и материалы из Азии; так и компаний, которые производят шины в Азии и поставляют готовую продукцию в европейские страны.
«Те ограничения и сложности с контейнерными перевозками, которые мы наблюдали в мировом масштабе в течение 2021 года, коснулись и шинной отрасли, и нас в том числе. Это вылилось в очень существенное — в разы — подорожание перевозок, особенно из Азии в Европу», — сказал Пантюхов.
По данным Nokian, в среднем за 2021 год увеличение стоимости сырья и материалов составило около 15% по сравнению с 2020 годом. Стремительнее всего цены росли в конце 2021 года. «Если мы возьмем стоимость сырья в пересчете на одну шину и сравним его сейчас с тем, что было год назад, то разница составляет целых 30%. Мы полагаем, что эта тенденция будет продолжаться в течение всего 2022 года, особенно ярко она будет выражена в первом полугодии», — отметил Пантюхов.
По его оценкам, в 2022 году рост сырья в шинной индустрии составит около 20% (в сравнении с 2021 годом в годовом выражении). Эту цифру он называет «существенной», так как сырье и материалы — основной элемент формирования себестоимости для шинных производителей. Это, свою очередь, коррелирует с ценами на розничном рынке.
Впрочем, рост цен не оказал негативного влияния на потребительский спрос. Продажи шин Nokian Tyres дистрибьюторам в штуках (sell-in) в России в 2021 году выросли на 61% по сравнению с 2020 годом и одновременно превысили показатели 2019 допандемийного года (продажи всего холдинга Nokian по итогам 2021 года выросли почти на 30% и составили рекордные 1,7 млрд евро). Завод во Всеволожске работал на полную мощность и произвел за год 17 млн шин. Компания, по словам Пантюхова, как и другие игроки рынка, полностью не удовлетворила существующий спрос на рынке.
«Если охарактеризовать одним словом, что происходит на рынке сейчас — это дефицит. Год назад, если бы меня кто-то об этом спросил, я бы вряд ли поверил, что такое может сложиться. Мы видим, что это ситуация в определенной степени продолжается и в 2022 году. Тот всплеск спроса, который произошел в 2021 году и не мог быть полностью удовлетворен, он означает определенный отложенный спрос и в 2022 году. Отрасль растет, но она ограничена производственными возможностями и логистическими ограничениями. Сможем ли в этом году полностью удовлетворить спрос — жизнь покажет», — сказал Пантюхов.
Несмотря на дефицит новых автомобилей на протяжении последних двух лет, суммарно объем автопарка в стране растет. Как отметил Андрей Пантюхов, это происходит за счет увеличения срока эксплуатации автомобилей. Кроме этого, по его мнению, всплеск спроса стал следствием развития внутреннего автомобильного туризма в условиях закрытых границ.
Продажи производителей шин для вторичной комплектации в РФ в 2021 году составили 40,5 млн штук, сообщил Пантюхов: «Рынок после определенной просадки в 2020 году существенно вырос и, по нашей оценке, достиг общего уровня примерно в 40,5 млн шин. Это вторичный рынок, летние и зимние шины, без шин для первичной комплектации».